От Курской дуги до Берлина
Новый пенсионер 18.03.2020
www.pencioner.ru/news/zolotoy-zapas-rossii/ot-kurskoy-dugi-do-berlina-veteran-vspominaet-voynu-i-chitaet-stikhi-na-kontsertakh/
Павел Яковлевич знает огромное количество чудесных стихов. Участник Великой Отечественной войны, он с удовольствием выступает на сцене в качестве чтеца, иногда поёт вместе с женой. И рассказывает о войне, закончившейся 75 лет назад.
Сегодня Павел Яковлевич Кирюшин и его жена Роза Александровна живут в социальном доме в московском районе Митино.
«Мы переехали сюда 16 лет назад, – рассказывают супруги, – и нам всё очень нравится, здесь есть всё, что нужно: просторная квартира, большая кухня, хорошие соседи. И жизнь мы стараемся наполнять событиями, для этого в социальном доме имеются все возможности».
Супруги Кирюшины известны здесь, как прекрасные артисты: они поют дуэтом, Роза Александровна танцует испанские и цыганские танцы, а Павел Яковлевич знает немало стихов. Кроме того, он желанный гость в окрестных школах, где рассказывает ребятам о войне, которая закончилась давным-давно, но память о ней, видимо, не исчезнет никогда.
…Летние каникулы набирали обороты, до следующего учебного года нужно было успеть хорошенько отдохнуть, и вчерашний восьмиклассник Павел Кирюшин наслаждался тёплой погодой и компанией друзей. Впереди был девятый класс, а потом — долгая жизнь, ничем, как казалось, не омрачённая. Это было лето 1941 года – то самое, когда грянула беда.
И вместо девятого класса шестнадцатилетний подросток попал на завод: по возрасту он уже вполне мог выполнять несложные работы на токарном станке. Павел прошёл недолгое обучение, и скоро уже ловко вытачивал детали для артиллерийских снарядов.
А через два года молодому токарю исполнилось 18 лет. Разумеется, он ждал этого события, чтобы вместе с другими мужчинами встать на защиту своей страны. И практически из военкомата, после небольшой подготовки, он попал прямиком на Курскую дугу.
Чудом он остался жив там, где в землю ложились тысячи.
«Всё время на передовой воевал, — говорит гвардии рядовой 68-й Гвардейской Сталинградской дивизии Павел Кирюшин, — шёл в атаку, выполнял свой долг. Сначала было страшновато, конечно, а потом мы как-то привыкли…»
За два с лишним года, что рядовой Кирюшин провёл на передовой, он пережил столько, что хватило бы на полноценный роман. Он прыгал с парашютом вместе с другими десантниками, которых забрасывали в тыл врага, он ремонтировал телефонную связь под шквальным огнём. А однажды едва не был похоронен заживо.
«Я принёс донесение в расположение соседней части, — вспоминает Павел Яковлевич, — вручил документ и стал ждать ответа. В этот момент совсем недалеко от телефонного узла, рядом с которым я находился, разорвался снаряд. Я примерно понял, с какой стороны прилетел снаряд и где может быть следующий взрыв. Забежал в какой-то блиндаж, зажал уши и открыл рот, чтобы звуком не разорвало барабанные перепонки — и в этот момент снаряд взорвался. Меня сильно толкнуло ударной волной, и я потерял сознание. Сколько пролежал так – не знаю, только очнулся я, почти полностью засыпанный землёй, хорошо, что на воздухе осталась голова и одна рука по локоть…»
Этой рукой он постепенно откопался, потом освободил автомат, выяснил, что оружие в рабочем состоянии – для солдата это самое главное. А потом узнал, что снаряд попал в тот самый телефонный узел – видимо, немцы целились именно в этот объект. Шестеро связистов погибли мгновенно.
Павел Кирюшин вернулся в расположение своей части и двинулся вместе с ней на запад – через Румынию, Австрию, Чехословакию. Он дошёл до самого Берлина, и тут прервался его воинский путь. При очередной атаке в одном из пригородов немецкой столицы у него за спиной слишком близко разорвался снаряд, и семь осколков вонзились солдату под лопатку. Товарищ, бегущий в атаку рядом, помог: он наскоро перевязал раны, а потом и санитары подоспели. Они отправили рядового Кирюшина в госпиталь, где тот пролежал полгода. Все осколки были извлечены, но с тех пор его спина напоминает изрытое поле.
А когда пришла победа и зажили раны, Павел Кирюшин всё же поступил в железнодорожный техникум, о котором мечтал ещё до войны. Он водил поезда, был механиком в одном из подразделений Академии наук, а в пятидесятые годы даже работал на космодроме «Байконур», где в тогда шла подготовка полёта первого человека в космос.
В этом году Павел Яковлевич отметит своё 95-летие. Не каждый может похвастаться такой биографией: можно сказать, что за спиной этого человека – вся история страны. Той самой страны, которую он защитил 75 лет назад.